Блог

Краткое пособие по авторским правам для ресторатора: фото, РАО, ВОИС, УПРАВИС

Опубликовано

Откуда брать картинки для сайта, сосцетей и меню? Как ресторатору правильно составить договор об отчуждении права с иллюстратором или фотографом? Можно ли использовать фото знаменитостей из фотобанков в оформлении интерьера? Какую музыку можно крутить в кафе или ресторане? Законно ли включать в заведении музыку из «ВКонтакте» или Яндекс.Музыки, как делает большинство? Как часто проверяют это и какие учреждения (реально ли попасть на штраф или это маловероятно)? Какое кино можно показывать в баре или ресторане? С такими вопросами обратились ко мне журналисты «Справочная.Точка», однако материала оказалось гораздо больше, чем на комментарий. В этой статье отвечаю на наиболее популярные вопросы по авторским правам, с которыми можно столкнуться в общепите.

Откуда брать картинки для сайта, сосцетей и меню?

Начну с того, откуда точно не стоит брать картинки для сайта или печатных материалов: просто из поиска по картинкам в Яндексе или Google. У картинки (фото или рисунка) есть правообладатель и не факт, что он разрешил всем пользоваться своим произведением. То, что вы укажите откуда взяли картинку, от ответственности не спасет. Да, это, конечно, лучше, чем плагиат без указания авторства, но помимо собственно права на авторство (т.е. право быть указанным автором) есть еще исключительные права на произведение, т.е. право получить вознаграждение. Поэтому почти все крупные СМИ пользуются фото от штатных фотографов и иллюстраторов. С ними в обязательном порядке заключается договор об отчуждении исключительного права (ст. 1234 ГК РФ), лицензионный договор (ст. 1235 ГК РФ) или же устанавливается режим служебного произведения (ст. 1295 ГК РФ) если это сотрудник, устроенный по трудовому договору. Есть множество правил, которые касаются составления таких договоров, самое главное — как можно более детально описать объект (в случае картинок лучше всего приложить в виде фототаблице и подписать) и зафиксировать передачу исключительных прав. Важно: никогда не берите непроверенные формы договоров из интернета. Составление или экспертизу таких договоров можно поручить только опытному юристу и стоит это приличных денег, никто в здравом уме не будет выкладывать нормальную форму договора в свободный доступ, чаще всего то, что можно найти на просторах интернета содержит в себе на 80% переписанный Гражданский кодекс, а вот важных положений там как раз нет. В конце концов, это не то место где можно экономить, ведь ответственность за подобные нарушения составляет от 10 тыс. до 5 млн. руб. (ст. 1310 ГК РФ). Ниже будет пример, подтверждающие мои слова.

Альтернатива фотографу или иллюстратору: воспользоваться фотобанком. Желательно, платно, т.к. тогда у вас на руках всегда будет лицензионный договор, и в случае спора, всегда можно будет на него сослаться. Бесплатные фотобанки — тоже вариант, хотя менее надежный, поэтому обязательно сохраните сведения о лицензии на данное изображение, где четко указано, что допускается коммерческое использование. Так, например, картинка для этой статьи взята с бесплатного фотобанка pixabay.com, лицензия: «бесплатно для коммерческого использования, указание авторства не требуется». Для соцетей вполне хватит бесплатного фотобанка, для рекламы в СМИ, особенно печатных, лучше воспользоваться платным.

Можно ли использовать фото знаменитостей из фотобанков в оформлении интерьера?

Не стоит забывать, что при использовании изображения человека, необходимо оформить отношения не только с фотографом, но и с моделью, изображенной на фото. Поэтому с осторожностью используйте фото знаменитостей в своей рекламной продукции. Оформлять интерьер с использованием фото известных персон тоже следует с осторожностью. На фото кроме того могут быть изображены товарные знаки. Допустим, вы решили открыть детское кафе и решили оформить его известными персонажами. Не вздумайте даже посягать на Машу и медведей и Смешариков – это самые сутяжные персонажи, там даже каждый отдельный смешарик зарегистрирован как товарный знак, и можно получить сразу букет исковых требований: за персонажа, за рисунок и за товарный знак.

Осторожно, УПРАВИС! У скульпторов и художников появилось свое «РАО», и первыми пострадали кондитеры

Объекты интеллектуальных прав могут быть еще менее очевидными. Не каждый с первого раза сможет разобраться что же за скандал недавно случился с нашим памятником основателям Екатеринбурга – Татищеву и де Генину. А между тем памятник заставил содрогнуться Кондитерскую фабрику «Волжанка» и несколько крупных издательств. Оказывается, у российских художников и скульпторов не так давно появился сильный защитник – организация по управлению коллективными правами «УПРАВИС». Казалось бы, хорошее дело, вступились бы, например, за иллюстраторов и фотографов, чьи работы беспрерывно открыто воруют без всякого вознаграждения паблики-миллионники Вконтакте (известный случай, когда у художника Нади Кушнир украли картинки с гусем, сейчас поддельный паблик до сих пор существует и процветает продавая рекламу на более чем один миллион подписчиков). Но к чему им эта вся возня со сложностями доказывания нарушения прав в интернете, если можно схватить того, кто на виду и ни от кого не прячется. В картотеке арбитражных дел нашлось всего 7 дел по искам данной ассоциации, большая часть из которых подана в защиту прав скульптора Чусовитин Петр Павлович (автор памятника Татищеву и де Генину). В чем нашли они ущемление прав: в одном деле (А72-3454/2019, ответчик ООО «Кондитерская фабрика «Волжанка»») на коробке с конфетами обнаружилось фото памятника. Собственно, не случайно, ведь конфеты называются «Екатеринбург», на коробке изображены самые известные символы города. Было бы не так странно, если бы, допустим, предъявил иск фотограф, с которым не рассчитались, и такие случаи бывали часто. Но здесь ущемленным оказался скульптор, чье произведение использовали, но не заплатили. А не заплатили ли? Это дело пока приостановили, но есть еще одно, которое закончилось довольно-таки печально: здесь те же лица судились уже с ООО «Издательский дом «Фест Хэнд» за выпуск и реализацию путеводителя по Екатеринбургу (дело А60-53343/2018). Естественно, в нем тоже было фото этого памятника. Так что же действительно ли скульптору не заплатили? Вовсе нет, просто не совсем грамотно оформили исключительные права: «Оснований для квалификации договора от 18.02.1997 № 5 в качестве авторского договора арбитражный суд не усматривает. Данный договор не содержит указания на: способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок и территорию, на которые передается право; размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты. Тем самым, не имеется предусмотренных законом оснований для вывода о том, что от Чусовитина П.П. к муниципальному образованию перешло исключительное право на произведение (пункт 1 статьи 30 Закона №5351-1)». Суд признал издательство виновными и обязал выплатить вознаграждение за реализацию одного экземпляра путеводителя – 20 тыс. руб.  Думаете легко отделались? Обратите внимание, что эта сумма лишь за один экземпляр. Никто не мешает, пользуясь этим решением как преюдициальным теперь взыскать ту же сумму за все экземпляры, реализацию которых получится доказать. А на подходе еще кондитерская фабрика. Да и вообще все, кто использует в своих товарах, на сайтах, в изданиях изображение памятника – символа Екатеринбурга. Теперь от греха подальше лучше даже не фотографироваться на его фоне. Вот как раз очень хороший пример, как недоработка в юридическом оформлении исключительных прав может повлечь огромные убытки.

Какую музыку можно крутить в кафе или ресторане?

Законно ли включать в заведении музыку из «ВКонтакте» или Яндекс.Музыки, как делает большинство? Как часто проверяют это и какие учреждения (реально ли попасть на штраф или это маловероятно)?

Насчет музыки в ресторане существует масса заблуждений. Кто-то думает, что раз он купил подписку на Яндекс музыку или Музыку ВК, то ему можно теперь проигрывать ее без всяких дополнительных плат для своих клиентов. Другие думают, что можно без ограничений ставить радио, ведь радио должно было выплатить вознаграждение музыкантам и авторам. Третьи считают, что в ночных клубах можно ставить «авторские» диджейские миксы (которые по факту – нарезка и обработка известных треков) и за это платить только диджею. Все это никакого отношения к действующему законодательству не имеет. Музыку с радио, платных сервисов можно слушать у себя дома, а при публичном произведении (подп. 8 п. 2 ст. 1317 ГК РФ) необходимо оплатить вознаграждение исполнителю и автору, как правило, через их уполномоченных представителей – ВОИС и РАО. Это организации того же порядка, что и вышеназванный УПРАВИС. У предпринимателей уважением, понятное дело, не пользуются, называется это все поборами. Но платить все равно придется. Отвечая на вопрос насколько это вероятно, хочу обратить внимание на количество дел в картотеке арбитражных дел. Наберите Российское авторское общество – более 13 тыс. дел, наберите Всероссийская организация интеллектуальной собственности – более 8 тыс. дел. Как видите, дела поставлены на поток, нарваться на проверку очень легко. Вы даже не узнаете, что у вас была проверка, они снимают все путем тайной видеозаписи, и это в силу некоторых особенностей АПК РФ принимает как надлежащее доказательство. Узнают о том, что нельзя было слушать радио на работе, нельзя было слушать диджея с заверениями об «авторских миксах» уже, когда получают иск. Суммы удовлетворенных требований по таким искам, как правило, от 100 до 300 тыс. руб. Что делать? Заключать договор, причем придется заключить договор не только с РАО (они защищают права авторов), но и с ВОИС (они представляют исполнителей).

Альтернатива первая: ставить классическую музыку, лучше авторов до XX века. Но это освободит только от РАО, ведь у любой музыки есть еще и исполнитель, а его права, скорее всего не истекли. Но это сэкономит хотя бы затраты вдвое.

Альтернатива вторая: заключить договор напрямую с автором или с банком музыки. Здесь самый важный момент: автор должен обязательно отказаться в письменном виде от представления своих интересов в РАО и ВОИС (а банк должен позаботиться чтобы это сделали их авторы). Серьезные музыкальные банки имеют все необходимые документы и в случае судебных споров идут сами представлять своих клиентов (это можно проверить через банк судебных решений на сайте ras.arbitr.ru).

Какое кино можно показывать в баре или ресторане

Что касается фильмов, то он является сложным аудиовизуальным произведением, содержащим в себе несколько объектов авторского права. В реестре объектов, которые защищает РАО я не нашла фильмов как таковых, но там масса объектов, входящих в состав фильма (чаще всего музыка, иногда хореография, поэтому выключением звука не обойтись). Приведу пример: допустим, в каком-нибудь антикафе решили поставить хороший советский фильм, например, «Сказка странствий». Казалось бы, не современный кассовый блокбастер, кому какое дело. Но если вдруг в зале оказался представитель РАО, то он это все запишет на видео и сделает иск по самому простому объекту – на музыку из фильма композитора Альфреда Шнитке. Хотя его уже нет в живых, но исключительные права охраняются в течение 70 лет после смерти автора, судя по реестру, как раз РАО может его представлять (отчисления, видимо, передаются потом наследникам). Поэтому отвечая на вопрос какое кино можно показывать в баре или ресторане – если договоров с правообладателями или их представителями нет, то только немое конца XIX века (и то лучше на всякий случай проверить годы жизни авторов).

Автор: Юлия Вербицкая, HoReCa-юрист, магистр частного права

Фото pixabay.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.