Комментарий к тесту № 5 (проверки)

  1. Может ли инспектор РПН провести полноценную проверку в ходе профилактического визита?

Хотя проведении профилактического визита не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований, а разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер, это не значит, что инспектор не сможет прийти позже, если обнаружит на предприятии какие-то нарушения. Ведь в случае, если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий. То есть профилактический визит может стать причиной для внеплановой проверки. Поэтому от него лучше отказаться (необходимо сделать это не позднее, чем за 3 рабочих дня) и обратиться за консультациями по пищевой безопасности к частным специалистам. Источник – ст. 52 ФЗ от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»).

  1. Что может быть основанием для внеплановой проверки?

Одно из оснований для проведения внеплановой проверки – наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров (п. 1 ч. 1 ст. 57, ч. 1 ст. 66 ФЗ от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»). Источник информации не имеет значения, это может быть жалоба, профилактический визит, информация в СМИ (так очень много проверок прошло после визитов ведущих программ «Ревизорро» и «Магазинно»), информация в интернете (например, ФНС очень активно изучает страницы бизнесменом в соцсетях, выявляя так подпольных кондитеров, не оплачивающих налоги).

  1. В какой срок нужно обжаловать постановление об административном правонарушении?

Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Дни календарные, не рабочие. Поэтому не торопитесь получать постановление, особенно, перед праздниками. Попросите проверяющих отправить постановление почтой, тогда у вас появится гораздо больше времени на подготовку хорошей жалобы, особенно если получить письмо на почте в последние дни хранения (такое письмо храниться 30 дней, оно не относится к категории судебных извещений).

 

  1. Суд по заявлению РПН приостановил деятельность предприятия на 30 дней, что лучше сделать?

Можно обжаловать решение суда, но эффективнее подать в тот же суд «ходатайства о досрочном открытии» по ч. 3 ст. 32.12 КоАП, дело не будут пересылать между судами, что затянет сроки рассмотрения, а рассмотрят в этом же суде в пятидневный срок. Причем, если откажут в удовлетворении, ходатайство можно подавать неограниченное число раз. Впрочем, параллельно можно подстраховаться и подать в последний срок апелляционную жалобу на само постановление.

Если просто ждать, когда пройдет срок, то к концу срока все равно придут снова проверять – ч. 5 ст. 32.12, и могут снова закрыть.

  1. Юридическое лицо не вело Меркурий (ч. 2 ст. 10.8 КоАП РФ). Какое наказание светит юрлицу, при том условии, что оно является субъектом малого предпринимательства и попались первый раз?

По общему правилу за впервые совершенное правонарушение должны назначить предупреждение, даже если оно не предусмотрено санкцией конкретной статьи (ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ). Однако предупреждение может быть установлено только при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ). Подобный случай рассматривался в суде – предпринимателя оштрафовали по ч. 2 ст. 10.8 РФ, посчитав, что Допустив хранение продукции без ветеринарно-сопроводительной документации, предприниматель не обеспечил прослеживаемость продукции в целях контроля качества и установления производителя, срока годности, а значит допустил угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2017 N 15АП-18454/2017 по делу N А53-24593/2017).

Значит за такое нарушение предупреждением не отделаешься, должны назначить штраф. Вопрос какой штраф. Ч. 2 ст. 10.8 КоАП РФ предусмотрена следующая санкция: наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Юрлицам – субъектам малого и среднего предпринимательства штраф назначается как ИП (ч. 1 ст. 4.1.2). Однако если для ИП штраф статьей не предусмотрен, то должны назначить штраф вдвое меньше, чем для обычного юрлица (ч. 2 ст. 4.1.2). Поскольку в этой статье штраф для ИП не предусмотрен, то юрлицу – субъекту малого предпринимательства должны назначить штраф от 150 до 250 тыс. рублей.