Кому будет полезно: кафе, ночному клубу, ресторану, бару, кальянной.
Чем предусмотрено разработка такого документа: в соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ 21.09.2020 N 1515 “Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания” «Исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству Российской Федерации». Можно прожить и без правил, это не обязательный документ, но они могут принести большую пользу вашему бизнесу.
Какую пользу могут принести правила. Некоторые посетители не соблюдают общепринятые правила приличия. И не все урегулировано законом, но такие пробелы можно восполнить внутренними правилами. Например, мы можем закрепить дресскод: нельзя приходить в пачкающей одежде, в спортивной одежде и т.д. (и если грамотно это правило сформулировать, оно устоит даже в суде – см. Постановление Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 24.10.2018 N 44г-205/2018 – посетителям запретили проходить в шортах). Или другой случай: законодатель понадеюсь на сознательность граждан прямо нигде не закрепил, что в кафе нельзя приходить со своей едой, поэтому такой запрет тоже стоит прописать в правилах (пример из судебной практики, где опять же правила спасли ситуацию: Апелляционное определение Свердловского областного суда от 07.02.2018 по делу N 33-1949/2018).
Хорошо разработанные правила помогают в работе вашим администраторам, менеджерам, охранникам выстраивать грамотный диалог с гостями, в т.ч. с «проблемными» клиентами. Сотрудникам проще принять решение, когда условия посещения четко закреплены, проще обосновать спорные моменты гостям, когда есть письменный документ.
Если дело дойдет до суда, то правила – основной документ, который поможет доказать вашу правоту. Если их нет, вы существенно усложните работу своему юристу, что может отразиться и на стоимости юридических услуг (безнадежное дело, как правило, стоит дороже для клиента).
Можно ли взять готовый образец правил посещения кафе? Да, можно скопировать правила у кого-то другого, но это не убережет вас от последствий, ведь даже известные крупные заведения попадали на штрафы за неправильно разработанные правила, а также за неправомерный отказ в посещении. Подробнее об этом читайте в моей статье Правила посещения для кафе, ночного клуба, бара, ресторана или кальянной.
Избавьте себя от забот думать какое положение можно включать в правила, а какое будет грубым нарушением закона со всеми вытекающими штрафами (до 100 тыс. руб.)
Кроме того, неправильно составленными правилами можно даже навредить, так, один из ресторанов получил штраф за то, что включил в правила положения, ущемляющие права потребителя (Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.08.2008 по делу N А60-16106/2008-С8 ). Сейчас штраф по ч. 2 ст. 14.8 от 10000р. до 20000р. (для юрлиц).
Займитесь своими непосредственными обязанностями ресторатора и делегируйте юридическую работу профессионалу. А если вы еще только собираетесь открывать кафе, то пусть это все не будет преградой к вашей будущей прибыли.
Важно знать, что правила не всесильны, можно накосячить и с ними. Приведу пример: вы долго и тщательно разрабатывали с юристом положения правил, в т.ч. основания для отказа в посещении, а менеджер все это проигнорировал и выгнал неугодных гостей, сославшись на то, что «администрация вправе отказать любому человеку в посещении». Поэтому нужно заставить внутренние правила работать на вас, а не против вас, не только их разработать, но и внедрить.
Как выглядит процесс разработки правил изнутри.
Шаг 1. Я предлагаю вам для включения в правила какие-то положения, которые включают другие. Важный момент: я буду предлагать только такие правила, которые соответствуют закону, т.е. каждое положение я предварительно проверю. А вы уже выберете что подходит для вашего заведения, а что нет. К примеру, могу предложить прописать запрет на то, чтобы приносили свою еду в кафе. Кому-то вообще не подойдет это правило, знаю, что многие кальянные не имея кухни, разрешают приносить с собой любую еду, главное, чтобы кальян заказывали. А может мы дополним тем, что администрация вправе разрешить приносить свое (допустим, на банкеты).
Шаг 2. Вы рассказываете с какими спорными моментами вы сталкивались в своей практике, и что хотели бы урегулировать или запретить. Допустим, вы решили запретить курить в кафе айкос или вейп. Я проверяю в СПС и вижу, что законодательно это никак не урегулировано, нигде не написано можно ли курить айкос в кафе, то же и с вейпами, все пока еще на стадии законопроектов, поэтому смело включаем такое правило. Случай посложнее: собираются какие-нибудь амвейщицы и сидят по три часа с одним чайником чая, вербуют народ к себе, или же вообще ничего не заказывают (при этом занимают место для других гостей). Если есть такая проблема, то это тоже можно урегулировать в правилах, например, установить регламент приема заказа и продолжительность посещения, тогда менеджеру будет на что сослаться в случае конфликта.
Шаг 3. Помогаю с внедрением правил. Подробный инструктаж для тех сотрудников, которые будут применять правила: администраторов, менеджеров, охранников (в письменном или устном виде).
Основная работа заключается даже не в том, чтобы придумать (или подглядеть у других) положения правил, а в том, чтобы проверить их на соответствие закону.
Отзыв о разработке правил:
Стоимость разработки Правил поведения для потребителей: 8000 р.
Читайте на эту тему:
Правила посещения для кафе, ночного клуба, бара, ресторана или кальянной Знаете ли вы по каким причинам можно не пустить в клуб, кафе или ресторан? Или же полагаете, что доступ не должен быть ограничен ни для кого? Законен ли дресскод и фейсконтроль в баре или ресторане? Что можно включать в правила посещения для кафе, ночного клуба, бара, ресторана или кальянной, а что ни в коем случае нельзя? В этих вопросах я разбиралась целую неделю и представляю вашему вниманию подробное руководство.
15 незаконных условий обслуживания гостей, за которые может получить штраф ресторатор или отельер: Закон «О защите прав потребителей» редакции сентября 2022 года Любое заведение общепита, любой отель ежедневно заключает договоры с потребителями, даже если фактически никакого документа нет. С 1 сентября 2022 года вступают в силу существенные изменения в Закона «О защите прав потребителей», которые могут оказать большое влияние на всю отрасль HoReCa: вводится большой перечень условий, которые нельзя включать в договор с потребителем.
Кейс: как правила поведения в ресторане помогают от скандалов
Кухня ресторанного юриста: взгляд изнутри. Ко мне обратился ресторан с просьбой помочь урегулировать разногласия, периодически возникающие с гостями. «Мануфактура 1858» – популярный пивной ресторан в г. Сергиев Посад, работает до поздней ночи, часто бывают концерты, а некоторые из них закатывают сами гости) Самый частый случай: ночью пытаются прорваться посетители в изрядном алкогольном опьянении, а когда охрана, заботясь о других посетителях, пытается их не пустить, в несостоявшихся клиентах просыпаются правоведы и требуют пояснить на каком основании их не пускают, ведь публичная оферта и все дела. И вот мы взялись за разработку правил, чтобы было на что сослаться.